01 02

Нормы речевого развития





Возрастные нормы развития звуковой культуры речи ребенка:
Возраст ребенка
Звуки, появившиеся в речи
1 год - 1,5 года
б, т, к, ч
1,5 года -2 года
ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х
2 года - 2 года 6 месяцев
сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н
2 года 7 мес. - 3 года 5 мес.
фь, вь, с, з, хь, л
3,5 года - 3 года 8 мес.
ч, щ
4 года - 4 года 6 мес.
ш, ж,
4 года 6 мес. - 5 лет
рь, р
Развитие детской речи
Возраст     
Основные показатели
1 месяц
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие потребности ребенка (в еде, смене пеленок, боли и т.п.).В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок. Реакция сосредоточения на речевом общении с ребенком.     
2 месяца
Улыбка при общении с малышом.  
3 месяца
Комплекс оживления при общении с взрослым, гуление (это первая стадия лепета - произнесение гласных звуков, близких к а,ы, у, возможно сочетание с согласным г). Например,"у-у-у-у" или "гу-у-у-у". Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
4 месяца         
Дифференцированность комплекса оживления (разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует), смех. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
5 месяцев       
Дифференциация направления звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки), певучее  гуление.
6 месяцев       
Лепет (многократное повторение слогов: "ба-ба-ба","ма-ма-ма"). Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (поцелуй маму, дай ручку, нельзя и т.п.)
7 месяцев
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую игрушку.
8 месяцев
Реакция на незнакомое лицо. Лепет т сводится к «лепетным словам», состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: "ба-ба", "па-па". Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами.
9 месяцев       
Общение с помощью жестов, игра в «Ладушки».      
10 месяцев      
Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. Понимает название отдельных предметов.
11 месяцев      
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением с ситуацией.
1 год   
Использование 3-4 «лепетных слов», понимание простой инструкции (типа дай мяч, иди к маме), дополняемой жестом. Малыш подражает звукам речи взрослых. Появление двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов: «мама, дядя». Знает, как его зовут. Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов. С удовольствием смеется. После года малыш может показать предметы на сюжетных картинках. (Картинка: Мальчик кушает. Вопрос: «Где ложка?») Понимает слово «НЕТ». Хорошо слышит и различает много звуков.
1 год 3 месяца 
Словарный запас увеличивается до 6-10 слов. Понимает простую инструкцию без жестов (дай куклу, ешь кашу и т.п.). Показывает предметы на сюжетных картинках.
1 год 6 месяцев
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса)
1 год 9 месяцев
Показывает три части тела, начало фразы из 2-х слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.
2 года 
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3 слов.Появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще. Согласует предметы и действия ("Машина едет", "я хочу").
2 года 6 месяцев          
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один". Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее).
3 года
Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
3-4 года          
Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....»,  «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
4-5 лет          
Обладает словарным запасом около 3000 слов. Знает свой адрес. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой - маленький, твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п.
6 лет 
Обладает словарем около 4000 слов. Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Комментариев нет :

Отправить комментарий